Адаптационный период в 5-ых классах
ПЕРВЫЙ РАЗ —
В ПЯТЫЙ КЛАСС.
Пятый класс, как утверждают специалисты, — следующий
проблемный класс после первого. Десять лет — начало физиологического созревания
и одновременно переход к другой системе учебы и новым требованиям.
Каждому ребенку в этот период хочется быть
активным, умным и независимым, а трудно; хочется быть нужным и успешным в
группе своих одноклассников, чтобы каждый новый учитель оценил и увидел все
самое лучшее, что есть в пятикласснике, ведь он не хуже других.
Конечно, есть дети, которые легко и
свободно вписывается в школьную систему требований, норм и социальных
отношений, но также есть дети подверженные дезадаптации, такие дети становятся
невнимательными, менее ответственными, тревожными, хуже учатся по сравнению с
начальной школой. Осложняется сам учебный процесс, продуктивность работы
снижается, со своим высоким уровнем тревожности неадекватен в восприятии
отношений с новыми одноклассниками и неизвестными учителями, появляется чувство
неуверенности.
Сами пятиклассники указывают, что в школе
стало сложнее, потому что:
·
Очень много
разных учителей (и их надо запомнить);
·
Непривычное
расписание (новый режим);
·
Много новых
кабинетов, которые неизвестно где и как расположены;
·
Новый классный руководитель;
·
Новые дети в
классе (или сам ребенок новый в классе).
Ситуация адаптации вызывает у большинства
пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а также
зачастую – появление страхов. Например, страх несоответствия ожиданиям
окружающих, который при этом доминирует над страхом самовыражения в
индивидуальных показателях. И это является нормой, так как это – возрастная
проблема. Ребенок младшего подросткового возраста задумывается: « А что про
меня подумают другищдше, и одноклассники, и учителя!» Поэтому иногда и
способные дети не проявляет свои возможности в должной мере.
Признаки успешной адаптации
•
Удовлетворённость
процессом обучения
•
Самостоятельность
при выполнении учебных заданий
•
Удовлетворённость
межличностными отношениями
•
Успешность
обучения
Проблемы адаптационного периода
•
Повышение
утомляемости
•
Снижение
работоспособности
•
Нарушение
поведения (эмоциональная неустойчивость,
низкая саморегуляция)
•
Отсутствие единства требований учителей
начальной и средней школы
•
Формирование
классного коллектива
•
Проблема
общения со сверстниками
•
Низкая
согласованность требований между учителями предметниками в средней школе
•
Снижение
успеваемости
Рекомендации
для родителей
Мамы и папы, пока не поздно, постарайтесь
не потерять связь с ним, отнеситесь серьезно к родному ребенку и к себе.
Конечно, за ручку водить его недопустимо. Но идти плечо к плечу по пути
взросления - лучший способ сохранить семью как сплоченную команду и помочь
ребенку чувствовать себя уверенно в любых ситуациях. Давайте начнем в пятом
классе! Совместный семейный досуг, разумный баланс между свободой личности и
родительским «нельзя», а также контроль, контроль, контроль.
Примитивный и самый доступный вид контроля
- посещение школы. Как только родители начинают халатно относиться к собраниям,
не находят времени подойти то к одному, то к другому предметнику и
поинтересоваться успехами или неудачами ребенка, то он также халатно начинает
относиться к школьным обязанностям. Увы, есть прямая зависимость: что не
интересно семье, то не значимо для ребенка. К тому же, мама с папой - это
адвокаты: кто еще может отстоять права мальчика или девочки, защитить от
несправедливости. В конце концов, помочь выбрать правильное решение.
Познакомьтесь со всеми
учителями-предметниками, поддерживайте с ними контакт, ВСЕГДА ходите на
собрания. Родительское собрание - это не для «классухи»! Это для мам и пап,
неравнодушных к судьбе своих Пети или Маши. Оно предполагает не только
обсуждение хозяйственных нужд и финансовых вопросов, скорее наоборот - это
последнее, о чем должна вестись речь на собрании. В обязанности классного
руководителя входит психологическое просвещение родителей, анкетирование
учащихся с целью отслеживания эмоционального состояния детей, выявления проблем
различного характера. Учитель может помочь советом в воспитании, даже в решении
семейных проблем.
Чем сильнее родители любят ребенка, а
не свои амбиции, тем интересней им информация педагога, тем легче принимают они
советы, осознают их разумность. К сожалению, на собраниях бывают случаи, когда
чей-либо папа или мама, не желая мириться с реальностью, не совпадающей с их
мировоззрением, ведут себя вызывающе, бестактно, не хотят «слушать эту чушь».
При вашем молчаливом согласии, наши вдумчивые родители, они начнут доминировать
над классным руководителем. И многие проблемы и беды, которые можно было бы
решить, посыплются как из рога изобилия.
Еще один совет: не ждите чудес от
школы. Состояние сегодняшнего образования, увы, далеко от идеального, а
нагрузки на преподавателя таковы, что под вечер он валится с ног, отработав
полторы-две ставки в школе. Помогите учителю в организации внеклассных мероприятий,
создайте действующий родительский комитет, который не только деньги собирает,
но ведет воспитательную работу, общается с предметниками, и ваш ребенок получит
от средней школы максимум знаний и минимум отрицательных эмоций. И чем старше
будет становиться Ваш ребенок, тем внимательнее следует относиться к его
школьным делам. Начало всему - в пятом классе.
Классному руководителю необходимо сообщать
о любых, особенно неприятных, изменениях в семье. Это поможет предотвратить
нервные срывы, конфликты с педагогами и товарищами. Также состояние здоровья
вашего ребенка, чтобы предотвратить возможные неприятности или недоразумения.
«Ребенок переходит на самоконтроль».
Конечно, в идеале он уже с пятого
класса должен самостоятельно выполнять домашние задания. Если родители сидят
рядом с 11-12-13-летними детьми, то во взрослой жизни те вряд ли сумеют
постоять за себя. Но есть и другой перегиб. К сожалению, некоторые родители
совсем перестают контролировать детей. Очень часто интерес к школьным проблемам
заканчивается на диалоге:
- Как дела в школе? - мама.
- Все хорошо, - ребенок.
К концу четверти подобное «хорошо» оборачивается двойками по предметам.
Так как же быть с домашними заданиями?
Педагоги советуют: регулярно (в
зависимости от того, насколько ответственен ребенок) просматривайте дневник и
рабочие тетради своего чада. Кому-то в пятом классе достаточно уже раза в
неделю, кому-то и в девятом классе придется уделять внимание ежедневно. Своими
глазами все увидите, оцените. Естественно, как взрослые вы понимаете, что
ситуации «нам не задавали» каждый день не бывает, что это ваше чадо старается
освободить себя от лишних - таких бесполезных - хлопот.
Напоследок еще одна азбучная
истина: помочь ребенку адаптироваться в средней школе и пережить все кризисы
подросткового роста может любовь. Ребенок, которого любят, никогда не уйдет из
дома, не совершит суицид, не попадет в психологический тупик. Любите своего ребенка
открыто, а не в глубине души, старайтесь давать ему ощущение стабильности в
семье, постоянно разговаривайте с детьми, не доверяйтесь разовым вливаниям. А
если у вас появятся вопросы, проблемы, идите за советом к учителям, привлекайте
психологов. С большой работой или проблемой легче справиться всем миром, тем
более что ставка уж очень высока - жизнь и счастье ваших детей!
Особенности адаптационного периода
пятиклассников
В пятом классе условия обучения
коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе
«классный руководитель – учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в
разных кабинетах. Нередко дети меняют школу и у них появляются не только новые
учителя, но и новые одноклассники.
Как показывает практика, большинство
детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем,
что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями,
разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым
показателем их взросления. Кроме того, определенная часть детей осознает свое
новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся
отношения с педагогами.
Переход из начальной школы в среднюю,
связан с возрастанием нагрузки на психику ребёнка.
Психологические и
психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в
пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения,
во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом
классе.
В адаптационной период дети могут
стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными,
суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать
забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит... Подобные
функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80%
школьников.
У большинства детей подобные
отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели
после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается
на 2–3 месяца и даже больше.
С адаптационным периодом часто связаны
и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер.
В период адаптации важно обеспечить
ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы
пятиклассник постоянно ощущал вашу помощь и поддержку.
Затруднить адаптацию детей к средней
школе может рассогласованность и противоречивость требований разных педагогов
(например: по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется
по-разному; учительница истории требует, чтобы, воспитанница, отвечая на уроке,
придерживалась сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит
за собственное мнение).
Такие «мелочи» нередко существенно
затрудняют жизнь учащихся.
Важно обратить внимание на позитивную
сторону такого рассогласования. Ребёнок впервые оказывается в ситуации
множественности требований и, если он научится учитывать эти требования,
соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением,
необходимым для взрослой жизни.
Поэтому ребёнку необходимо объяснить,
с чем связаны эти различия, помочь справиться с возникающими трудностями
(составить расписание с указанием на требования, например: «история — составить
план ответа по учебнику», «иностранный язык — приносить с собой, помимо
основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем»).
Трудности пятиклассников могут быть
вызваны и необходимостью на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному
темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Ваша помощь на первых порах нередко
нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе
дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые
нередко возникают на первых этапах обучения в среднем звене.
Следует обратить внимание на то, что
ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями
адаптационного периода.
Рекомендации
Воодушевите ребенка на рассказ о своих
школьных делах.
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости,
поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Не связывайте оценки за успеваемость ребенка
со своей системой наказаний и поощрений.
Помогайте ребенку выполнять домашние задания,
но не делайте их сами.
Помогите ребенку почувствовать интерес к
тому, что преподают в школе.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы
поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка
происходят изменения.
Буранбаева Ж.Ж.-педагог-психолог Мартыновской ОШ