Мастер-класс как форма профессионального обучения
педагогов
Мукишова Г.М.-
тренер Мартыновской ОШ
Одной из важнейших характеристик нового
педагогического профессионализма современного педагога признаётся его
способность к обобщению и распространению собственного опыта. Среди
методических форм этого процесса все большую популярность приобретают так называемые
мастер-классы.
Мастер-класс
– одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. Педагог М.М. Поташник характеризует
Мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у Мастера. То есть Мастер
передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего –
путем прямого и комментированного показа приемов работы. Высокая эффективность
этой формы обучения педагогов неоднократно подтверждена научными
исследованиями, а также разнообразными социологическими мониторингами.
Мастер-класс
– это возможность познакомиться с новой технологией, новыми методиками,
авторскими наработками.
Мастер-класс – это семинар, во время
которого ведущий специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает,
как применять на практике новую технологию или метод.
Мастер – класс – это одна из важнейших форм
повышения квалификации педагогов. Он представляет собой занятие
практической направленности с профессиональной аудиторией для углубления и
расширения определённых знаний по специально подобранной теме.
Девизом любого мастер-класса могут стать
слова: «Смотри, как делаю я, делай
вместе со мной, и у тебя получится лучше, чем у меня».
В чем же несомненные преимущества
мастер-класса как формы профессионального общения?
Основное
преимущество мастер-класса – уникальное сочетание индивидуальной работы,
приобретения и закрепления практических знаний и навыков, гибкость во времени.
Во-первых, идея
проведения мастер-класса изначально направлена на результативность работы его
«учеников». Успешное освоение темы мастер-класса происходит на основе
продуктивной деятельности всех участников.
В ходе мастер-класса участники:
-
изучают технологические разработки по теме мастер-класса;
-
участвуют в обсуждении полученных результатов;
-
задают вопросы, получают консультации;
-
и сами являются участниками мастер класса по изготовлению изделия;
-
предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;
-
высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем.
Во-вторых,
мастер-класс - одна из интерактивных форм профессионального взаимодействия
педагогов, что выгодно отличает ее от многих репродуктивных форм общения
педагогов. Мастер-класс – это двусторонний процесс. Непрерывный контакт,
практический индивидуальный подход к к каждому участнику – главное отличие
мастер-класса от всех остальных форм и методов обучения.
В-третьих, мастер-класс
как форма организации активной самостоятельной работы слушателей предполагает
использование эмпирических методов: наблюдение, изучение документов и
результатов деятельности педагога-мастера, разработку дидактических материалов
для работы в собственной педагогической деятельности.
Целью мастер – класса
является - ретрансляция уникального преподавательского опыта, передача
руководителем мастер - класса его участникам «инновационных продуктов»,
полученных в результате творческой, экспериментальной деятельности педагога,
проводящего мастер- класс.
Основными
задачами мастер-класса являются:
-
создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования
роста творческого потенциала педагогов;
-
повышение профессионального мастерства и квалификации участников;
-
распространение передового педагогического опыта;
-
внедрение новых технологий обучения и воспитания.
Тематика мастер-классов включает в себя
-
обзор актуальных проблем и технологий;
-
различные аспекты и приемы использования технологий;
-
авторские методы применения технологий на практике;
-тонкости,
нюансы и недокументированные возможности при использовании технологий в
конкретных задачах.
Основным
условием успешного и эффективного мастер – класса является наличие педагога -
мастера, специалиста, достигшего высокого уровня в своей сфере образовательной
деятельности, имеющего яркую индивидуальность, собственный подход к
педагогической деятельности, заслуживающего признание со стороны своих коллег.
По формам мастер – класс может быть проведён:
-
с педагогами и для них без участия детей;
-
с группой обучающихся детей или с отдельными детьми для педагогической
аудитории.
Он может проводиться для начинающих
педагогов, педагогов, имеющих значительный стаж работы, для подготовленной,
высокопрофессиональной группы педагогов. В зависимости от состава группы могут
варьироваться и формы проведения мастер – класса.
При подготовке к проведению мастер –
класса важно после определения целей и задач разработать план его проведения,
чётко определить последовательность своих действий и предполагаемые временные
рамки их осуществления.
В процессе подготовке мастер класс по
технологии учитель проводит большую подготовительную работу:
-
изготовления образца, шаблонов, подготавливает весь раздаточный материал для
каждого участника мастер класс (в зависимости от изделия).
Необходимо тщательно продумать, какие
иллюстративные материалы будут использованы, как они будут способствовать
раскрытию именно новаторской, оригинальной стороны содержания мастер – класса.
Особенно это важно в том случае, когда занятие проводится без участия детей или
для начинающих педагогов. В таком случае иллюстративный (и весь дидактический)
материал должен быть использован в максимальном объёме и в то же время быть
очень строго структурирован по содержанию и порядку его демонстрации.
Не менее тщательно должны быть продуманы
комментарии педагога, проводящего мастер – класс. Эти комментарии могут
даваться в демонстрационной части мастер – класса, но более удачным
представляется вариант использования специальной комментирующей части, прежде
всего, в случае, когда мастер – класс проводится с участием детей.
Следует заранее учитывать мотивацию разных
групп участников.
Если
это начинающие педагоги или педагоги, уже имеющие опыт работы, но стремящиеся
повысить свой профессиональный уровень для решения квалификационных задач, то
для них важно получить конкретные знания о формах, приёмах работы, используемой
методике, чтобы иметь возможность использовать всё это в своей дальнейшей
практической работе.
Методика
проведения мастер-классов не имеет каких-то строгих и единых норм. В
большинстве своем она основывается как на интуиции ведущего специалиста, так и
на восприимчивости слушателей. Принцип мастер-класса – «Я знаю, как это делать. Я научу вас».
Формат мастер-класса предполагает
информационное представление методов, приемов, форм деятельности, которые
удаются автору, и обучение аудитории этим методам, приемам и формам.
Формы мастер классов могут быть:
-Лекция
-Практическое
занятие
-Интегрированное
(лекционно-практическое) занятие.
Результатом «мастер-класса» являются знания и навыки полученные на
занятии, с целью применения их в практике собственной деятельности. И вот уже
результат – я научилась сама и научила детей, работы учащихся –вышитые цветы
лентами.
В современных условиях педагог-мастер –
это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий
особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные
педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение
прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические
рекомендации.
Проведение «мастер-класса» – это показатель
зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.